Есенин все пройдет. Есенин Сергей - Не жалею, не зову, не плачу. «Не жалею, не зову, не плачу…» Сергей Есенин

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! Ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь. Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. 1921

В то же время в стихотворении присутствует и образ символический - образ розового коня. Розовый конь - символ восхода солнца, весны, радости, начинающейся молодой жизни, невоплотившейся мечты (теперь сердце героя тронуто холодком безверия, разочарования в надеждах). Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. На таком коне скакал Есенин в детстве и юности на родной рязанщине.

Затем следуют строки о бренности всего земного и розовый цвет переходит в холодную, почти траурную медь:

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь...

Но поэт не останавливается на этой траурной ноте. Человек в восприятии поэта - часть мира природы, а в природе все разумно. И жизнь человека подвержена тем же неотменимым и мудрым законам природы, что и все в мире. И со смертью одного жизненный круговорот не прекращается, на смену придут новые поколения, чтобы тоже процвесть, тоже познать радость жизни, а затем тоже умереть. Вот почему все венчают строки, благословляющие жизнь, весну, цветение:

Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Обычно в стихотворении выделяются первое и последнее слово в строке в силу своего положения. Тем большую роль должно играть в стихотворении слово, которым завершается весь текст - "последняя точка". В этом же стихотворении ситуация иная. Хотя стихотворение фактически и заканчивается на слове "умереть", акцентируется в последней строке все-таки емкое слово "процвесть" (чему служат фонетические особенности слова и логическая интонированность). Кстати, слово "процвесть" тоже из мира природы. Это стихотворение - благодарственная песнь жизни, благословение всего сущего. Само слово "умереть" звучит "мягче", приобретает элегический оттенок, оно как бы теряется среди других, благословляющих жизнь и цветение... И. Бунин в "Жизни Арсеньева" утверждал, что люди совсем не одинаково чувствительны к смерти: "Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни)". По отношению к теме смерти у Есенина это наблюдение И. Бунина особенно справедливое.

По своему философскому содержанию - размышление о жизни в предчувствии смерти - есенинское стихотворение "Не жалею, не зову, не плачу..." перекликается с пушкинским "Вновь я посетил тот уголок земли..." Но эта вечная для поэзии тема у Есенина, как и в свое время у Пушкина, звучит оригинально и неповторимо.

Читает Р. Клейнер

С. Есенин.

Сергею Клычкову.

Не жалею, не зову, не плачу.
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охвачен,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И в страну березового ситца
Не заманишь шляться босиком.

Дух бродяжий, ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст -
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях.
Жизнь моя, иль ты приснилась мне,
Словно я весенней, гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь -
Будь же ты во-век благословенно,
Что пришло процвесть и умереть!

Читает Р. Клейнер

Серге́й Анто́нович Клычко́в (деревенское прозвище семьи, использовавшееся иногда как псевдоним, - Лешенков; 1 (13) июля 1889, Дубровки, Тверская губерния - 8 октября 1937) - русский и советский поэт, прозаик и переводчик.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Данное произведение было написано Сергеем Александровичем Есениным в 21 году прошлого столетия. В это время начинающему поэту было всего-навсего двадцать шесть лет. Постоянные проблемы и появившийся жизненный опыт побудили его создавать шедевры на грустную тематику, в текстах появились философские мысли о сущности бытия и скоротечности жизненного процесса.

Минорные нотки в творчестве поэта возникли достаточно рано, ведь он еще не прожил и половины обычной человеческой жизни, а уже начал рассуждать о возможности кончины. У поэта было свое личное мнение по этому поводу. Есенин объяснял наличие таких философских раздумий просто: «Настоящий поэт обязан думать о смерти, только помня о ней, можно по-особенному ощутить важность жизни…»

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Создание иллюзии обращения у Сергея Есенина получилось, это сразу же понятно после прочтения первых строк. Следует отметить, что интонация произведения создана в форме исповеди, где прослеживается доверительное обращение к читателю. Поэт передает всю грусть души, прощается и благодарит все окружающее за то, что оно подарило ему возможность жить на земле.


На протяжении всего стихотворения время от времени выплескиваются наружу различные яркие высказывания, чувства и напор просто захватывают читателя. Фразы просты и искренни, поэтому способны покорить и пленить даже самого скрупулёзного человека. Автор старался создать такой образ, где будет совмещена душа человека, его чувства и натуральность характера природы.

Что делает стихотворение изысканным?

Сергею Есенину присуще использовать в своих произведениях всю палитру красок. Этой особенностью обладали не все поэты того времени. Автор в строках использовал множество оттенков, к примеру:

♦ «…страна березового ситца…»;

♦ «…пламень уст…»;

♦ «…гулкая рань…»;

♦ «…розовый конь…».


Таких фраз в строках стихотворения большое количество и они используются уместно. Цветовая гамма создана таким образом, что способна передать тончайшие настроения, а также одухотворенность с живописным характером.

Многие осудят данные строки и будут абсолютно неправы. К примеру, людям, анализирующим стихотворение, может показаться, что использование розового цвета здесь будет совсем неуместно, так как он маловыразительный и скорее промежуточный, разбавленный в характеристиках. Но Есенин смог передать эту краску так, что вокруг нее сформировалась четкая выразительность. По мнению поэта, только розовый цвет способен передать все те чувства, которые связанны именно с молодостью, юностью, красотой и свежестью. Не стоит забывать о «розовых очках», которые ассоциируются с безмятежностью, молодостью, неопытностью.

Стихотворение обладает своеобразной песенностью. Идея музыкальности звучит в каждой строке. Поэт использует большое количество всевозможных сравнений, метафор и создает изысканную красоту форм. Все это используется для того, чтобы как можно полнее и глубже выразить особенные переживания и чувства. Здесь используются фразы о прошлом, настоящем, а также грустные раздумья о грядущем будущем. Такие особенности позволяют создать картину душевной осени.

Следует отметить, что мотивы философского направления чаще всего встречаются у поэтов в зрелом возрасте, но бывают и исключения. Таким ярким примером является именно Сергей Александрович Есенин, который закончил свой жизненный путь в весьма раннем возрасте, а именно в тридцать лет.

У многих читателей возникает вопрос: «Что же заставило человека в молодом возрасте переосмыслить свою короткую жизнь?». По этому поводу существует множество мнений. Вероятно, у него возникло чувство безысходности и невостребованности в настоящем мире, который постоянно меняется и удивляет своей скоростью развития, становясь «железным». Но поэт не теряет живости в своих произведениях, он постоянно использует живые образы. Произведение «Не жалею не зову не плачу…» - это поэзия, распевающая о живом и одухотворенном мире.

Анализ стихотворения «Не жалею не зову не плачу…»

Творение Сергея Есенина интересно и изысканно. Оно позволяет почувствовать настоящую природу чувств, которая отслеживается практически во всех произведениях поэта. Здесь существует особенная связь поэта со старинными традициями в русской литературе.

Сама строка «Не жалею, не зову, не плачу…» представляет собой повтор отрицательных моментов, причем троекратный. Это своеобразная градация, позволяющая усилить взволнованность в поэтических речевых оборотах. Именно эта фраза дает читателю понять, что основная тема стиха – это смирение и принятие сущности судьбоносных действий.

Это знакомо каждому христианину, ведь отрицание и принятие – это уже традиция у народа, который готов воспринимать все как есть на самом деле, не имея сожаления и не упрекая никого в содеянном. Все это придает стихотворению афористичность, т.е. в каждой строке присутствуют своеобразные мысли и размышления, которые способны выразить мудрость русского народа, сформировавшуюся на протяжении многих веков. К примеру, весьма понятна и интересна фраза «…Все пройдет, как белых яблонь дым…».

Следует отметить, что стих представлен в обширной оттеночно-цветовой гамме. Здесь используется как белый цвет (дым), так и золотистое увядание листвы, показывающее осенний период года. Во всех произведениях Есенина, созданных в то время, отслеживается именно цветопись – она является характерным признаком типологии написания. Некоторые вещи кажутся слишком замысловатыми и могут анализироваться по-разному, к примеру, «…гулкая рань…» или «…розовый конь…»

Практически в каждой строке произведения отслеживается постоянное сожаление о том, что молодость уже ушла и впереди лишь грустное и скучное однообразие будущего. В тексте присутствую фразы, которые просто кричат об этом:

«…О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств!...»


Для придания стихотворению особенной впечатляющей взволнованности и доверительности, автор по тексту применяет различные риторические вопросы о жизненных ситуациях, помимо риторических обращений, к примеру:

«…Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?...»


Далее по тексту следует замысловатый ответ на поставленный вопрос. Автор использует множество всевозможных эпитетов, которые, на первый взгляд, могут показаться «фантастическими», но имеют свой эксклюзивный смысл. Есенин указывает на то, что не стоит относиться к жизни слишком легкомысленно, что рано или поздно человек прозреет и ощутит суровую реальность настоящего мира.

Следует отметить, что, как и многие иные произведения с философским направлением, данное творение имеет характер исповеди. Есенин использовал при создании пятистопный хорей, который дополняется максимально точными рифмами. Он имеет неспешное и размерное звучание, не имеющего слишком замысловатого скрытого подтекста. Автор, прощаясь со своей молодостью в стихах, создает ощущение того, что он вскоре уйдет насовсем. Особенно это прослеживается в строках:

«…Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым…»


Здесь, как и по всему произведению, ощущается взаимопроникновение человеческой натуры и природной натуральности. И это вполне объяснимо, ведь автор передает читателю мысль о том, что его молодость увядает, сравнивая свое состояние с деревьями, которые не могут быть вечно молодыми и красивыми. В строках прослеживается особенное разочарование, которое он ощущал на протяжении своей жизни.

В последних строках стиха описываются откровения поэта, которые звучат как смиренное признание сущности. Это свидетельствует на то, что только мудрый человек способен спокойно воспринять уход из настоящего мира.

Всё пройдет, как с белых яблонь дым
Из стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу...» (1921) Сергея Александровича Есенина (1895-1925):
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Цитируется: в качестве утешения, как совет относиться к жизни спокойно, по-философски, поскольку всё проходит - и хорошее, и дурное.
Всё пустяки в сравнении с вечностью
Из повести «Молотов» (1861) русского писателя Николая Герасимовича Помяловского (1835-1863), слова художника Череванина.
Первоисточник - известное латинское выражение: С точки зрения вечности.
Цитируется: шутливо-иронически как способ успокоить себя или своего ближнего, при какой-либо жизненной неудаче.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Всё пройдет, как с белых яблонь дым" в других словарях:

    климакс - КЛИ´МАКС (греч. κλῖμαξ лестница) один из видов градации, стилистическая фигура, расположение в фразе слов и выражений в порядке их возрастающего значения. Общеизвестен древний климакс Цезаря: «Пришел, увидел, победил». Эта фигура очень популярна… … Поэтический словарь

    Название и первая строка стихотворения (1922) Сергея Александровича Есенина (1895 1925): Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Цитируется: как способ заявить о том, что человек ни о чем не сожалеет, ни в чем не… … Словарь крылатых слов и выражений

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» было написано С.А. Есениным в 1921 году. По свидетельству С.А. , поэт написал это стихотворение под влиянием лирического отступления из поэмы Н.В. Гоголя: «…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!». Узнаваема у Есенина и реминисценция из пушкинского стихотворения «Осень» («пышное природы увяданье»). Жанр произведения – элегия, основная тема – прощание лирического героя с юностью, осознание им быстрого хода времени.
В основе построения стихотворения лежит антитеза. Прошлое противопоставлено у поэта настоящему, юность – зрелости. Начинается стихотворение с тройного отрицания («не жалею, не зову, не плачу»). Однако отрицаются здесь негативные эмоции. Во всяком случае, именно таким образом лирический герой вначале обозначает свои чувства.


Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

А вот далее он говорит о настоящем, и в его голосе появляются грустные ноты. Здесь уже звучит мотив прощания с юностью, мотив безвозвратно ушедшего времени, мотив неповторимости жизни, заданный вторым отрицанием:


Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Во второй строфе лирический герой обращается к собственному сердцу. Трагическое звучание приобретает третье отрицание в речи лирического героя:


Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Таким образом, настоящее и будущее здесь соотносятся с прошлым. И настоящее дается в негативном аспекте, подчеркнутом тремя отрицаниями.
В третьей строфе мы имеем кульминацию в развитии темы. Здесь присутствует обращение героя к «духу бродяжьему», к «утраченной свежести» юности:


Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

В этом образе «утраченной свежести» сконцентрирован весь эмоциональный пафос стихотворения, передано единство человеческого и природного. Значение кульминации обретает и четвертая строфа, в которой лирический герой обращается к жизни:


Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Образ розового коня здесь символичен. Это мечты лирического героя о прекрасном, о несбыточном идеале. Символика розового цвета у Есенина опирается здесь на устойчивые ассоциации – розовые мечты, грезы, флер, означающие способность к самообману. Но, кроме того, этот эпитет передает юношескую восторженность, романтичность. Одновременно образ розового коня отражает осознание лирическим героем иллюзорности жизни. В литературоведении этот образ трактуется и как образ Пегаса, символизирующего вдохновение, творчество. И глагол «проскакал» ассоциируется у нас с «упущенным временем, возможностью, счастьем», придавая элегии драматические ноты. Жизнь человека у Есенина соотнесена с природной: юность, весенний возраст, пролетает быстро и незаметно. И вот уже наступает осень – время зрелости, осмысления пережитого. Эти строчки напоминают нам и о стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Там также звучит мотив сна, однако сон этот противопоставлен жизни лирического героя:


Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Лирический герой Есенина же признает диалектическое единство жизни и смерти. Именно об этом он говорит в финале элегии.
Последняя строфа представляет собой развязку в развитии темы. Лирический герой Есенина не вступает здесь в конфликт со временем, но примиряется с ним. И резкость антитезы «процвесть и умереть» сглаживается тремя утвердительными глаголами в финале:


Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Таким образом, от безысходности лирический герой Есенина переходит к покою и умиротворению, к примирению с природой и жизнью .
Элегия поэта, таким образом, включает в себя и традиционные для русской литературы аллегории («жизнь – путь» и «жизнь – сон»), и цветовую символику поэтов-символистов («белых яблонь дым» – олицетворение чистоты и невинности) .
В основе композиции стихотворения, как мы уже отмечали выше, лежит принцип антитезы прошлого и настоящего, будущего. Эта антитеза присутствует в каждой строфе. Произведение построено на постепенном развертывании темы, с кульминационным ее звучанием в строках «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» и развязкой в последней строфе. Кроме того, два природных образа («белых яблонь дым» и кленовая «листьев медь») образуют в стихотворении кольцо. Кольцевая композиция подчеркнута и в развитии мотивов (в отрицании негативных эмоций в начале («не жалею, не зову, не плачу») присутствует скрытое утверждение, перекликающееся с открытым утверждением в финале («Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть»).
Стихотворение написано пятистопным хореем, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («с белых яблонь дым», «гулкой ранью», «на розовом коне»), метафоры («сердце, тронутое холодком», «расшевеливаешь пламень уст»), сравнение («Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне»), инверсию («с белых яблонь дым»), риторический вопрос («Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»), аллитерацию («Дух бродяжий!» ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст»), ассонанс («Проскакал на розовом коне»).
Таким образом, произведение развивает традиционные для творчества Есенина темы и мотивы: прощания с юностью, быстротечного хода времени, жизни и смерти. Также очень значима здесь тема пути, странника. Те же самые мотивы пронизывают многие стихотворения поэта двадцатых годов («Этой грусти теперь не рассыпать», «Ты прохладой себя не мучай…», «Отговорила роща золотая»). Элегия «Не жалею, не зову, не плачу» – одно из лучших творений поэта.